Хаяо Миядзаки – известный японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Именно благодаря ему появились на свет совершенно фантастические миры "Унесенных призраками", "Принцессы Мононоке", "Ходячего замка" и многие другие.
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года, в довольно сложный для Японии период. Потрясшие мир перемены отставили неизгладимый отпечаток на судьбе и личности Хаяо, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом.
С раннего детства, прошедшего в городе Акэбоно-тё, он вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели «6M Zero».
Семья будущего режиссера была многодетной: Хаяо стал вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями мальчик объездил почти всю Японию: семье часто приходилось переезжать из-за болезни матери, страдавшей от туберкулеза. Постоянная смена мест продлилась больше 10 лет, с 1947 по 1955 год. В 1956 году случилось настоящее чудо, мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни.
Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда: еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посветить себя анимации.
В 1963 году он был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику – предметы, далекие от мира анимации. По окончании университета 22-летний Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Хаяо работал фазовщиком – рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме «Wan Wan Chuushingur». Уже через 2 года, в 1965 году, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины.
Несмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Переломным момент наступил 1971 году. Друзья приняли решение сменить студию.
В 1982 году журнал «Animage» начал публиковать мангу за авторством Хаяо. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» внес предложение об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно. Благодаря плотному графику полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине очень благосклонно.
Успех первой работы вдохновил 43-летнего режиссера. Вместе с Исао Такахатой и редактором Animage, Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985 году, и уже через год представила зрителям свой дебютный проект – полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».
В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Лента переносит зрителей в провинциальную Японию середины 20-го века, где две сестры переживают приключения и встречаются с странными, но милыми духами леса – Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и заграницей, героев ленты узнавали взрослые и дети, а сам Тоторо занял почетное место на эмблеме Studio Ghibli.
Именно «Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. Смелые, отважные и находчивые девочки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и всей студии «Гибли» широкую мировую известность. Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом со Walt Disney, подписанном в 1996 году.
Очередным проектом стала лента «Унесённые призраками», увидевшая свет в 2001 году. Об её успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже.
В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которого лежит одноименный сказочный роман британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки согласился завершить работу другого режиссера, Мормоу Хосода.
Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья» – полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг Урсулы Ле Гуин. Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссёров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо.
Спорные оценки «Сказаний» не заставили режиссера оставить анимацию, и в 2008 году в кинотеатрах появился полнометражный фильм «Рыбка Поньо на утёсе». Миядзаки доказал случайность неудачи: новый проект удостоился двух премий в Японии и двух наград Венецианского кинофестиваля 2009 года.
После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. За этот период Миадзяки принимал участие в написании сценариев двух новых лент «Гибли» и только в 2014 году вновь занялся режиссурой.
Обожающий самолеты Хаяо не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», основу сюжета которого составляют события жизни Дзиро Хирокоси – знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над самолетами A6M Zero.
Представив работу на Венецианском кинофестиваля 2013 года, Миядзаки официально сообщил прессе о завершении своей карьеры. Однако в ноябре 2016 года появилось новость, с восторгом воспринятая многочисленными фанатами: готовится новый фильм. 75-летний режиссер трудится над короткометражным мультиком «Гусеница Боро».