Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол – добрая бочка вина.
Мартин Лютер.
Пиво — один из древнейших алкогольных напитков. Из-за его питательности этот напиток часто назывался жидким хлебом.
Первые свидетельства об употреблении пива относятся к VI тысячелетию до нашей эры.
Пиво употреблялось лишь в некоторых областях: Фландрии, Артуа, Шампани, Северной и Центральной Англии — знаменитый эль.
Там же, где его не производили, оно мало ценилось.
В Анжу, Сентонже, Бургундии и, даже в Париже, пить пиво означало то же, что приносить покаяние. То есть ничего хорошего.
Кроме того, оно плохо сохранялось и не выдерживало перевозок. Поэтому его старались выпивать сразу же после приготовления.
Сырьем для солода в средние века служил не только ячмень, но и пшеница, и овес.
Тогда существовали разные сорта пива: слабое, крепкое, подслащенное медом, пряное и даже мятное.
Лучшим напитком для всех случаев и для любого времени суток в средние века было, разумеется, вино.
Считали, что оно является источником здоровья, приносит пользу для жизни человека и представляет собой дар природы, заслуживающий чуть ли не религиозного уважения. Поэтому виноград выращивали повсюду, даже там, где ему, вроде бы, не место.
Начиная с 1000 года, виноградники появляются вдоль рек, в окрестностях городов, вокруг монастырей и замков.
Часто этот процесс вызывал определенные проблемы, потому что происходил в ущерб пахотной земле, ведь все, от самых богатых до самых бедных, стремились к тому, чтобы иметь собственный виноградник, и каждый считал свое вино лучшим.
В Англии основными виноградарскими районами являлись Кент, Суффолк и графство Глостер.
Однако на всей ее территории, вплоть до Линкольна и даже Йорка, не существовало собора или аббатства, где бы в культовых целях не производили своего вина.
Вино, как и пиво, сохранялось плохо. Его следовало употребить в течение одного или, самое большее, двух лет.
Хотя старое вино порой превращалось буквально в сусло, пили его много, как и вина, настоянные на травах, приправленные перцем, медом и ароматическими веществами.
Водой вино в средневековой Европе разбавляли только женщины, больные и дети.
Об этом свидетельствуют и литературные памятники того периода.
Например, выздоравливающему Эреку, герою романа французского автора Кретьена де Труа, его друг Гилберт говорит:
"… а для питья
На стол вина поставлю я —
Бочонков шесть с собой у нас,
Но без воды вам пить сейчас
Его нельзя: ведь вы больны
И раны все воспалены
У вас, мой друг."
В Средние века основными центрами производства вина были монастыри, которые изготавливали этот напиток не только для религиозных служб, но и на продажу.
В 1531 году в Шампани был открыт способ получения игристого вина.
Другой средневековый напиток — сидр.
Он, впрочем, считался недостойным напитком в доме человека с нормальным достатком, оставаясь уделом самых бедных крестьян Западной Франции.
Более распространена была грушовка, менее кислая по вкусу.
В большинстве деревень ее разбавляли водой и называли детским напитком.
До семи — восьми лет дети также пили молоко.
Взрослые же люди всех сословий воспринимали употребление молока как признак крайнего ослабления или же безрассудства.
Гораздо большее распространение получил мед, подававшийся в конце трапезы. Его пили чистым или смешивали с вином, а также активно использовали на кухне для приготовления многочисленных приправ.
Из некоторых дикорастущих плодов — тутовой ягоды, терна, орехов — готовили некрепкие, сильно ароматизированные вина, занимавшие, особенно у крестьян, место современных ликеров.
Зерновой спирт, в основном ячменный, но он чаще служил лекарством, нежели сопровождением трапезы.
Наконец, перед сном пили настой из трав — вербены, мяты, розмарина с добавлением пряностей или меда.
В Западной Европе пили вино с медом (ипокрас),также из мёда и ряда других ингридентов варили что-то типа медовухи.
Пьянство
Возможно, лучшим аргументом в пользу преемственности и развития виноделия в Западной Европе был постоянный рост употребления вина. Алкогольные напитки пиво и вино были составной частью германской культуры, и наиболее важные общественные решения – избрание правителей, вопросы войны и мира, бракосочетание – принимались во время празднеств с обязательным присутствием вина. Его употребление было ритуалом, соединявшим людей, а способность выпить много вина рассматривалась как признак мужественности. В Южной Франции епископ Арльский, один из немногих решительных противников пьянства, с досадой отмечал, что пьяницы не только высмеивают непьющих людей, но и выражают сомнение в их мужественности.
Попойки были распространенным явлением, и исторические хроники свидетельствуют, что пьянство являлось одной из культурных черт той эпохи. Если руководствоваться документальными свидетельствами, англосаксонское население Англии было особенно склонно к злоупотреблениям; здесь встречается больше упоминаний о пьянстве и попойках, чем во всей остальной Европе. Однако нет причин полагать, что жители континентальной Европы пили заметно меньше. В галльских хрониках династии Меровингов содержится много сцен общественных попоек, где с неприглядной прямотой изображаются пьяные люди, лежащие на улицах в лужах собственной рвоты, либо совершающие акты насилия. Чаши для питья со следами эля и вина, обнаруженные в могилах по всей Франции и Южной Германии, указывают на развитую культуру винонития. На некоторых чашах есть надписи вроде: «Меня мучит жажда», «Налей и выпей» и «Радуйтесь имеете со мной».
Один историк назвал период Каролингов «эпохой одержимости вином». Англо-латинские разговорники того времени обычно начинались жизненно важной фразой «Дай мне выпить», а таверны были центрами сельского и городского общения. По религиозным или другим, более банальным причинам клирики проявляли особенную склонность к вину. Каждый раз, когда империя Каролингов находилась под угрозой вторжения норманнов, спасающиеся бегством монахи пытались увезти с собой запасы вина. В 845 г., когда монахи аббатства Сент-Жермен вернулись в свою общину после нападения норманнов, они вознесли хвалы Господу не только за свое освобождение, но и за сохранение своего винного погреба. Это означало, что у них было достаточно вина, чтобы прожить до следующего урожая.
Проблема пьянства неоднократно обсуждалась не только отдельными духовными лидерами, но и на церковных соборах. Она рассматривалась в общественном, нравственном и духовном аспектах. В VI веке епископ Арльский Кесарии осудил пьянство по трем причинам: оно вело к насильственному и безнравственному поведению; отнимало деньги, которые могли пойти на благотворительность; и было святотатственным по своей природе. Хроники того времени ярко иллюстрируют подобные жалобы на многочисленных примерах. Эберульф, казначей короля Хильдеберта II (570-595), «бросил священника на скамью и избил его кулаками только потому, что тот отказался дать Эберульфу вина по причине его пьянства».
В церкви поступали жалобы о том, что люди отказывались подавать милостыню беднякам, говорили им: «Иди с миром, бог подаст», хотя сами при этом напивались дорогим вином. Святотатствующие пьяницы поднимали тосты в честь ангелов и святых, а потом напивались и совершали безнравственные поступки. Клирики в этом отношении были не лучше мирян. По свидетельству современников, епископ Каутин Турский часто «так напивался вином, что лишь четверо мужчин могли унести его от стола». С другой стороны, епископ Суассонский «почти четыре года пребывал в беспамятстве из-за постоянного пьянства». Его даже пришлось запирать в камеру каждый раз, когда королевский кортеж проезжал через город.
Григорий Турский (ок.538/539-593/594) жаловался, что монахи проводят больше времени в тавернах, чем за молитвой в своих кельях. В 847 г. совет прелатов постановил, что любой член религиозного ордена, который регулярно напивается, должен нести епитимью в течение сорока дней, что в данном случае подразумевало воздержание от мясного, пива и вина.
Пьянство и употребление вина также рассматривалось в пенитенциариях — руководствах для священнослужителей той эпохи, где перечислялись виды покаяния, которые христиане должны нести, когда они совершают грехи. В целом наказания, налагаемые на духовных лиц, от которых ожидалась большая самодисциплина, были более суровыми, чем для мирян, а священнослужители высокого ранга несли большую ответственность, чем простые монахи и приходские священники. В одном пенитенциарии начала VIII века, авторство которого приписывается Беде Достопочтенному (ок.672/673-735), предписывалось наказание за пьянство до такой степени, когда «вино лишает человека разума, его речь становится бессвязной, а глаза дикими, а впоследствии он страдает от тошноты, несварения желудка и болей во всем теле». Эти симптомы сами по себе кажутся достаточным наказанием, но помимо этого провинившемуся запрещалось употреблять вино и мясо в течение трех дней для мирянина, семи дней для священника, двух недель для монаха, трех недель для дьякона, четырех недель для пресвитера и пяти недель для епископа.
В другом пенитенциарии из монастыря Св. Силы в Испании проводились дальнейшие уточнения. Напившийся священнослужитель отбывал покаяние в течение двадцати дней, но, если его стошнило в результате пьянства, наказание увеличивалось до сорока дней, а если провинность усугублялась тошнотой во время таинства Святого причастия, оно продлевалось до шестидесяти дней. Покаяние для мирян в данных обстоятельствах было менее суровым и устанавливалось в течение десяти, двадцати и сорока дней соответственно.
Изготовлено при помощи
http://www.liveinternet.ru/community/16 … 154276323/